Конфликт сознания и подсознания: УСТАЛОСТЬ.
Сначала объявление.
Я веду несколько рассылок на тему оздоровления и коррекции массы тела и обратился к администрации службы Subscribe.Ru объединить их все в одну рассылку. Мне так будет проще работать с людьми.
Если администрация пойдет на встречу, то этот выпуск рассылки будет последним, а вместо этой рассылки вы будете получать мою объединенную рассылку "Школа своего Тела".
Поэтому не удивляйтесь, если вдруг вместо этой рассылки к вам станет приходить рассылка с новым для вас названием. Ну а по поводу содержания рассылки - тут ничего не изменится: мы продолжим изучение способов похудения и конфликтов сознания и подсознания.
Отрывок из письма: Лето на дворе, хочется быть красивой, подтянутой, бодрой, свежей. Сейчас этого очень не хватает. Постоянно ощущаю усталость, вялость, подавленность.
Ответ: Тема усталости мелькает во многих письмах, больше того, ее называют как основную причину отказа от оздоровительных упражнений, прекращения заботы о себе. И это, кстати, естественно.
Давайте же разберемся с этой задачей и научимся приводить свои мысли в порядок, потому что усталость живет исключительно в голове.
Мы живем в информационной цивилизации.
Никогда еще человек не испытывал такого информационного давления. Информация поступает к нам отовсюду - через мобильную связь, телевидение, журналы, Интернет и т.п. Еще 100 лет назад круг общения большей части населения земного шара был ограничен десятком, максимум сотней знакомых людей, живущих в ближайших деревеньках. Известия о смене царя-батюшки приходили с опозданием на 2-3 года, все новости привозили соседи, пару раз в год выезжающие в город на ярмарку. А о гражданской войне в США или о восстаниях против англичан в Индии вообще никак не узнавали.
Сейчас все изменилось. На нас буквально каждый час выливают помойное ведро новостей, сообщая о всяких мелочах, которые нас никогда в жизни не коснутся. В итоге современный человек становится жертвой избыточного количества информации. Мозг устал от информации, перегружен ей и поэтому теряет возможность что-то воспринимать - обдумать, прочувствовать и сделать выводы.
Вот как это происходит.
Наш мозг состоит из нервных клеток. Каждую нервную клетку можно представить как некое подобие человека - у нее есть свой мозг (ядро), свое тело и свои конечности (отростки). Все нервные клетки соединены между собой этими отростками и напоминают цепочку людей, держащих друг друга за руки.
Когда нервная клетка возбуждается, то в месте прикрепления ее отростков к другой нервной клетке возникают особые вещества - нейромедиаторы (серотонин, ацетилхолин и др.). Это веществ заставляет соседнюю нервную клетку изменить свой электрический заряд (из нее вытекают ионы), затем и сама эта клетка возбуждается. Так и бежит по мозгу нервный импульс.
Проблема в том, что запас ионов и нейромедиаторов ограничен. Во время работы нервные клетки теряют эти запасы. Потому им после работы требуется отдых и подзарядка. Но наше сознание, занятое "играми разума", этого сделать не позволяет. Подсознание хочет отдыха, а сознание все гоняет и гоняет пустые и никчемные мысли по голове, не давая нервным клеткам восстановить свой потенциал. В итоге подсознание выходит из этого конфликта с помощью накопления чувства безмерной усталости, "спущенного шарика", "перегоревшей лампочки".
На языке врачей, это состояние называется "неврастения".
Именно поэтому столь много сейчас людей желает переехать за город, на природу, в глушь. Сбежать от информации, забраться в раковину, никого не видеть и не слышать - вот мечта, которую лелеет человек современной информационной цивилизации.
Но информация - это только первая половина зла. Вторая половина, окончательно добивающая нашу психику, это ежедневные стрессы - кто-то дал взаймы много денег, кто-то не может отдать долг, у кого-то неприятности на работе, у кого-то не ладиться личная жизнь и т.п.
Мысли, мысли, мысли. Об одном и том же. Постоянно крутятся в голове.
Все это накапливается и вот уже человек вздрагивает от телефонного звонка - ему противно подходить к телефону. У него возникает ощущение уходящей из под ног земли, начинаются срывы по пустякам, пропадает сон и т.д.
Диагноз - неврастения.
Все мы в той или иной степени охвачены неврастенией. И борьба с ней становится неизбежным этапом личного развития каждого современного человека.
Различают три фазы неврастении.
Сначала идет первая фаза неврастении, которую И.П.Павлов назвал "уравнительной фазой". Основной признак нахождения на этой фазе - не умение отличить главное от второстепенного. И на важный раздражитель и на не важный следует одинаково бурная реакция. Отсюда и название этой фазы - в мозгу уравниваются все раздражители.
Мы чувствуем себя измотанными, нервные клетки начинают истощаться и у них происходят сбои - они то полностью разряжены, то немного подкопят сил и могут работать в полную силу. В те моменты, когда они не могут работать, человек чувствует себя подавленным, ничем не интересуется, например, собственная работа кажется пустой и бессмысленной. В те моменты, когда клетки подзарядятся, вдруг накатывает вдохновение на пару часов и человеку кажется, что нет ничего важнее работы.
Или, например, женщина может то накричать на близкого человека, то расплакаться от какого-то новостного репортажа.
Т.е. мозг работает не в том момент, когда это нужно, а в тот момент, когда клетки восстановились. Т.е. мозг не может целенаправленно сосредоточиться на какой-то проблеме, но может "выстрелить" неожиданно и, как правило, совершенно не к месту. В итоге получается стрельба из пушки по воробьям.
Вторая фаза неврастении - "парадоксальная". На серьезные проблема человек уже не в силах реагировать, зато постоянно срывается на мелочах. Это со стороны и вызывает чувство удивления и кажется парадоксом.
Например, у женщины неполадки с личной жизнью, у нее на шее весит больная мать, дочь начала плохо учиться. Она чувствует, что вымоталась и чувствует себя несчастной. Но постепенно все ее перестает волновать - проблемы на работе ее перестают интересовать, все кажется как в дымке и не вызывает никого эмоционального отклика. Даже когда матери стало плохо и ее пришлось отвезти в больницу - сердце ее не дрогнуло, она просто ходила как автомат и делала, что ей говорили.
Но однажды, подходя к дому, она заметила, что потеряла кошелек в котором было всего 100 рублей. И вдруг этот кошелек показался ей символом ее изломанной и потерянной судьбы. Эта мелочь - потерянный кошелек, произвела невиданный эмоциональный взрыв. Она тут же на улице начала неудержимо рыдать, ее буквально душили слезы, которые не приносили облегчения, но от которых ее охватило отчаяние и жуткое ощущение того, что жизнь кончена.
Человек, находящийся в парадоксальной фазе неврастении, уже не может думать о больших проблемах, на это уже просто не осталось сил у измученного мозга и он эти проблемы игнорирует. Серьезные, жизненно важные вещи не кажутся серьезными и важными. Появляется небрежность к серьезным делам и проблемам.
Зато сущие мелочи и незначительные события способны вызвать избыточную, не адекватную и поэтому странную на посторонний взгляд эмоциональную реакцию.
Третья фаза неврастении - "ультрапарадоксальная". Это фаза абсолютной усталости. Это уже не человек, а скорее предмет или овощ. Он передвигает себя с места на место, в голове - полный вакуум. Человеку трудно удержать мысль, он не понимает, что твориться вокруг и находится в прострации, ему невыразимо трудно на что-то отвечать и как-то реагировать на внешние события.
Я не буду подробно останавливаться на третьей фазе, но коснусь второй и особенно первой, т.к. именно на первой фазе сейчас находится подавляющее большинство современных людей.
Итак, как привести свой мозг в порядок и научиться концентрироваться на чем-то.
Я не буду рассматривать упражнения для третьей фазы неврастении, а начну с упражнений для второй фазы - "парадоксальной фазы". Кстати, и вам советую с них начать - это прекрасный способ научиться отдыхать (если по научному, "научиться управлять процессами торможения").
Упражнение "Сторож".
Итак, у нас резкий дефицит нервной силы мозга.
Наша первая задача - подавить деятельность лишних центров мозга, перейти в режим экономии. Для начала мы тренируемся в тотальной экономии. Запрещаем себе думать вообще обо всем, подавляем все мысли, кроме одной - сторожевой.
Как это делается. Выделяете себе 1 час времени, удобно ложитесь на диван и закрываете глаза. И сразу же мысленно представляете, что у вас в голове сидит здоровенный амбал с накачанными мышцам, короткой стрижкой и надписью "Security".
Этот амбал лишен чувства юмора и знает всего одно единственное слово: "До свиданья!".
Как только какая-нибудь мыслишка закрадется в мозг, тут же встает этот амбал, преграждает этой мыслишке путь своим могучим торсом и говорит голосом, не терпящем возражений: "До свиданья!".
Этот амбал (сторожевой пункт) включается по отношению вообще, ко всем мыслям.
Появились мысль о работе - "До свиданья!"
Подумалось: "вот бы чайку попить" - "До свиданья!"
Захотелось почесаться, посмотреть телевизор, позвонить знакомому, сделать какое-нибудь дело - "До свиданья!"
Ваш охранник - секьюрити будет отшивать все мысли, он будет говорить "До свиданья!" всем желаниям и порывам.
Так, отшивая в течение часа ВСЕ собственные мысли, можно очень быстро прийти в себя и почувствовать необыкновенную сосредоточенность и собранность. Возможно, вы заснете, это тоже нормально. Это значит, что вы были через чур утомлены и торможение автоматически захватило все области мозга - начался здоровый крепкий сон.
Делать это упражнение 5-7 дней подряд. Но уже после 2-3 раза вы почувствуете себя другим человеком, обретете внутреннюю устойчивость.
Второе упражнение "Концентрация на деле" - для первой "уравнительной фазы". Наша задача остановить прыгающие и скачущие мысли и научиться концентрироваться на чем-то одном.
Запускаем в мозг того же самого амбала - секьюрити, но теперь он выполняет роль не вышибалы, как в прошлом упражнении, а досмотрщика.
Каждую мысль он внимательно разглядывает. По существу он задает вопрос - "О чем эта мысль думает?" (Т.е. о чем вы думаете в этот момент?)
Получает ответ: я думаю о работе (семейных делах, учебе и т.п.).
Но потом амбал задает второй вопрос: "А что нового вы хотите сказать?" (что нового в этой мысли?)
И тут надо немного пояснить - обычно наши диалоги сами с собой могут продолжаться бесконечно именно по этой причине - мы бегаем по кругу, размышляя об одном и том же, переливаем из пустого в порожнее. Никаких новых мыслей там нет и в помине. Ничего нового мы себе сказать не можем, даже если и хочется.
Таким провокационным вопросом - "что нового в этой мысли?" - мы ставим себя перед фактом, кто занимаемся чистейшей ерундой, бесполезно тратим энергию своих нейронов, т.к. каждая мысль, как мы помним, это выделение ионов и нейромедиаторов.
Задав такой каверзный вопрос - "что нового в этой мысли?"- мы вдруг осознаем, что наши обычные размышления - бессмысленны и вредны. И после этого думать так у нас не будет никакого желания.
Но что же делать, ведь мы ходим, ездим на транспорте, сидим в приемных и т.д. Все это время мы думали и еще раз передумывали свои мысли о совершенно посторонних вещах (работа, дети, личная жизнь). И теперь вдруг выясняется, что думать о посторонних вещах - бессмысленно. Так чем же занять свой мозг?
Правило очень просто - что делаете, о том и думайте. Больше ничего. Думайте о текущем моменте!
Моетесь в душе - наслаждайтесь, чувствуйте свои ощущения, воспринимайте их, получайте от них удовольствия. Идете пешком - научитесь получать удовольствие от того, что идете. Едите в машине - получать удовольствие от того, что едите.
Не отвлекайтесь - что делаете о том и думайте.
Обычно мы поступаем иначе - на работе думаем о доме, дома - о работе, во время еды - ищем общения, а во время отдыха заняты едой и выпивкой и т.п.
Поэтому наша задача - свести к нулю бессмысленные и долгие диалоги с собой.
Итак, последовательность такая:
а) спрашиваете себя о чем именно сейчас вы думаете?,
б) есть в этой мысли что-то новое?
в) смотрите чем вы заняты и заняты вы этим полностью или опять вы заняты одним, а думаете о другом.
Как ни парадоксально, когда мы учимся останавливать мысль, то она не останавливается, а становится более ясной, полной и объемной. Вырабатывается естественная привычка к концентрации мыслей.